Маршруты

Маршрут №1 (движение прекращено)

Маршрут №1

Годы работы 1933-наше время (движение закрыто)
Длина 11 км (в наше время),19 км во время максимального развития
Количество остановок 19 (в наше время),32 во время макс. развития

Самый первый маршрут города. Движение по тогда еще однопутной линии открылось 18 ноября 1933. Первый участок протянулся от центра города, где сейчас пл.Дзержинского, до Чернореченского химзавода (сейчас з-д "Корунд). На линии было 10 разъездов.
В 1934 году линия продлена до завода им.Свердлова, построены пути до ст.Игумново.
6 мая 1938 маршрут продлен до пл.Ворошловская.
В 1939 году маршрут стал двухпутным, пропускная способность увеличилась.
В военное время сыграл особенную роль, перевозя рабочих дзержинских заводов, которые были переведены на военный режим.
В 1947 году построено новое здание депо. В 1948 - линия продлена до ост. Тимирязевская.

В 1973 году построен последний участок маршрута - до пл. 421 км.

Подробнее: Маршрут №1 (движение прекращено)

Маршрут №2 (закрыт)

Маршрут №2

Годы работы 1971-2009
Протяженность 13,5 км
Количество остановок 21

В 1971 году была построена новая линия от швейной фабрики до завода "Заря". По данной линии, через город, по проспекту Ленина, по Автозаводскому шоссе до кольца у железнодорожной станции Игумново был открыт новый трамвайный маршрут №2.

Данный маршрут обслуживал работников завода "Заря", выполнял часть функций городских перевозок по центру, а также на ближней к городу части восточной промзоны, дополнял собой маршрут №1.

 

Второй маршрут обслуживался вагонами КТМ-5М3 в составах из одного вагона или двух, сцепленных по принципу СМЕ (системы многих единиц). Иногда на воторм маршруте встречались и вагоны КТМ-8 (71-608К).

 

Подробнее: Маршрут №2 (закрыт)

Маршрут №2а (закрыт)

Маршрут №2а

Годы работы -2009
Протяженность 2,6 км
Количество остановок 5

Дополнительный к маршруту №2, ходил от Швейной фабрики до завода "Заря" по отдельному расписанию

 

Обслуживаелся вагонами КТМ-5М3 (71-605 и 71-605А) и КТМ-8 (71-608К) в составах из одного вагона.

 Закрыт в 2009 году из-за банкротства АО "Заря"

Подробнее: Маршрут №2а (закрыт)

Маршрут №3 (закрыт)

Маршрут №3

Годы работы 1971-2008
Протяженность 6 км
Количество остановок 13

16 мая 1971 года была открыта новая трамвайная линия от железнодорожного вокзала, по ул. Терешковой, ул. Гайдара, ул. Чапаева, ул. Черняховского, пл. Свободы, просп.  Дзержинского, ул. Суворова и ул. Островского. По последним трем улицам было размещено разворотное кольцо, а в доме №7 по улице Островского диспетчерский пункт. Линия с улицы Островского выходила в обе стороны на ул. Черняховского. На лево поворачивали вагоны, идущие по маршруту. На право уходила служебная линия к проспекту Ленина. Данная линия использовалась в маршрутном движении только в период 2000-2006 годов для маршрутов №№ 5 и 6, а также некоторых рейсов трамваев второго маршрута в последние годы его существования. В последний раз по служебной линии прошли трамваи маршрута №5 летом 2009 года во время ремонта путей на проспекте Ленина на участке от ул. Черняховского до трамвайного депо №1. Впоследствии трамвайный треугольник на пересечении проспекта Ленина и ул. Черняховского был демонтирован. Однако рельсы на ул. Черняховского и пути кольца по улице Суворова и проспекту Дзержинского до сих пор лежат.

Маршрут №3 полукольцевой, пролегая по переферии центральной части города, соединял железнодорожный вокзал с северной частью города. Линия проходила около трех больших городских больниц, мимо универмага и Дзержинского политехнического университета.

 

Подробнее: Маршрут №3 (закрыт)

Маршрут №4

Маршрут №4

Годы работы 1977-наше время
Протяженность 8 км (в наше время)
Количество остановок 20 (в наше время

Строительство линии четвертого трамвайного маршрута велось этапами. В 1977 году был построен участок от Ул.Гайдара до Ул.Свердлова, который в 1978 году был продлен до пересечения с ул. Комбрига Патоличева (кольцо остановки 9-й микрорайон). В 1980 году маршрут был продлен до ул. Ленинского Комсомола, а 17 марта 1982 года был открыт последний участок - от ул. Ленинского Комсомола до швейной фабрики.

До середины 2000-х движение осуществлялось от железнодорожного вокзала частью рейсов до завода "Заря", а частью до швейной фабрики, но затем все рейсы были укорочены до швейной фабрики.

Маршрут обслуживался вагонами КТМ-5М3 (71-605 и 71-605А), в одновагонном варианте, а также из двух вагонов, сцепленных по принципу СМЕ. С середины 1990-х до 2011 года на данном маршруте также работали вагоны КТМ-8 (71-608К).

Подробнее: Маршрут №4

Маршрут №5

Маршрут №5

Годы работы 2000-наше время
Протяженность 8,5 км (в наше время)
Количество остановок 17 (в наше время)

Данный маршрут появился в начале 2000-х годов как укороченная вне пиковая версия маршрута №1 для обслуживания исключительно жилых районов города. Изначально до 2006 года вагоны маршрута №5 оборачивались на кольце "ул. Островского". Затем для разворота трамваев стали использовать кольцо на территории бывшего трамвайного депо №1, закрытого в 2000 году.

Раньше маршрут обслуживался вагонами КТМ-5М3 (71-605 и 71-605А) и КТМ-8 (71-608К) 

Сегодня маршрут №5 обслуживается вагонами КТМ-5М3 (71-605 и 71-605А) в составах из одного вагона.

 

Подробнее: Маршрут №5

Маршрут №6 (закрыт)

Маршрут №6

Годы работы 2000(?)-2006
Протяженность 13 км
Количество остановок 19

Трамвайный маршурт №6 был открыт одновременно с маршрутом №5 и стал "внепиковым" дополнением к маршруту №1 с тем лишь отличием, что следовал он по промзоне, используя уже построенную трассу. Ходил с большими интервалами, по отдельному расписанию, от кольца "Улица Островского" до Восточного кольца.

Обслуживался одиночными вагонами КТМ-5М3 (71-605 и 71-605А).

Закрыт в 2006 году, несколько ранее маршрута №1.

Подробнее: Маршрут №6 (закрыт)

Дополнительная информация