Предпосылки и начало строительства.

Предпосылки и начало строительства.

Разговоры о необходимости создания транспортной сети в Дзержинске велись еще до его преобразования из рабочего поселка в город: заводские рабочие (в основном с ЧХЗ и завода имени Свердлова) были ежедневно идти пешком несколько километров по лесу и песчаным дюнам. В начале 1931 года председатель Дзержинского райисполкома пообещал жителям города, что на следующий год начнутся работы по строительству трамвая.

На выбор трамвая среди других видов общественного транспорта повлияли несколько причин. Рядом находился Нижний Новгород, где трамвай успешно эксплуатировался уже почти 40 лет (а всего к 1933 году электрический трамвай, вытеснив конку, действовал в 59 городах Советского Союза). Опыт автобусного сообщения в стране не насчитывал пока и десяти лет, а первая троллейбусная линия еще только проходила испытания. Таким образом, трамвай в то время был наиболее проверенным видом городского транспорта. Кроме того, в условиях отсутствия хороших дорог именно трамвай мог обеспечить надежные регулярные пассажирские перевозки.

После досрочного выполнения производственного плана Чернореченским химическим заводом в 1932 году было решено отправить рабочую делегацию в Москву к М.И. Калинину. Делегаты рассказали председателю ЦИК о необходимости построить в городе трамвай. Калинин попросил о поддержке С. Орджоникидзе, и через несколько дней делегатам был вручен приказ, разрешающий начать строительство трамвая в 1933 году. Городу были выделены рельсы, шпалы, моторные и прицепные вагоны и другое необходимое оборудование, а также премия в размере одного миллиона рублей.

14 апреля 1933 года Президиумом Дзержинского городского Совета было принято решение «начать строительство трамвайного пути от площади Дзержинского до по проспекту Ленина до ЧХЗ – в одну сторону и по улице Свердлова до конца жилого квартала - в другую». Предполагалось пустить трамвайное движение 7 ноября 1933 года.

Объем предстоящих работ был огромным: необходимо было сформировать земляное полотно, создать песчаный балласт и уложить на него рельсошпальную решетку, построить мост через реку Черную, установить опоры и подвесить контактную сеть, смонтировать тяговую подстанцию. Поскольку планировалась одноколейная линия, требовалось предусмотреть несколько разъездов.

Не хватало рабочих рук, и было принято обращение ко всем жителям города принять участие в стройке. Дзержинцы откликнулись на этот призыв. Несмотря на энтузиазм горожан, строительство сопровождалось огромными трудностями, которые начались уже при подготовке места для трамвайных путей.

Сначала планировалось построить 10 км пути, но вскоре решено было ограничиться 8 км.

Почти не строилась тяговая подстанция. Постройку депо вообще перенесли на вторую очередь строительства, и вместо этого была сооружена временная ремонтная мастерская – небольшой дощатый сарай на 1 вагон. За несколько недель до назначенного пуска трамвая стало ясно, что разъезды не будут готовы. Это не повлияло на сам пуск, но осложнило эксплуатацию трамвая.

Одновременно необходимо было решить задачу комплектования кадров. Из Горьковского треста механического транспорта в Дзержинск были направлены квалифицированные водители, слесари, электрики. Удалось организовать и собственные курсы по подготовке водителей трамвая. Первый выпуск состоялся лишь в следующем году.

И все-таки 5 ноября основные работы были завершены. Подстанция приняла ток и передала его в контактную сеть. Вечером 6 ноября началась обкатка вагонов, а 7 ноября после торжественного митинга на линии было открыто движение. В течение 3 дней трамвай бесплатно возил пассажиров.

Дополнительная информация