Отчет инициативной группы "Дзержинцы за трамвай"

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

за период 30 марта 2013 года – 20 мая 2013 года

 

В городе Дзержинске складывается угрожающая ситуация с трамвайным движением. Трамвайный парк города не обновлялся с 1993 года и изношен на 90%, инфраструктура – на 78%. В 2006 году закрыта и демонтирована 10-ти километровая трамвайная линия в промзону; закрыты маршруты №2 и №6, №1 укорочен. В 2008 году демонтирована 8-ми километровая линия трамвайного маршрута №3. В настоящее время озвучиваются планы полного демонтажа трамвайных путей маршрута №5 с заменой на маршрутное такси. Движение по трамвайному маршруту №1 приостановлено в начале 2013 года ввиду аварийного состояния опор контактной сети; озвучены планы о демонтаже линии от остановки «трамвайное депо №1» до остановки «ГП «Корунд» протяженностью 2,7 км. В обозримом будущем «антитрамвайная» политика ныне действующей Администрации города Дзержинска, безусловно, приведет к закрытию трамвайного маршрута №4 и всей трамвайной сети города. Полоса отвода трамвайных путей маршрута №5 будет заасфальтирована. Единственной причиной закрытия трамвайного движения Администрация города называет свою несостоятельность в решении вопроса модернизации трамвайной линии и закупки современного подвижного состава ввиду отсутствия бюджетных средств и ограниченности предлагаемого модельного ряда вагонов.

Однако нам достоверно известно, что предыдущей Администрацией города была разработана пятилетняя программа модернизации трамвайного движения в городе (Приложение 1). Была подготовлена проектно-сметная документация. Но, несмотря на это ликвидация трамвайного движения – вопрос для действующей Администрации города решенный. Нет ни малейшего сомнения, что имеет место лоббирование интересов частных перевозчиков. Достоверно известны фамилии собственников частных автобусных компаний, занимающихся маршрутными пассажирскими перевозками на территории городского округа г. Дзержинск (Приложение 2). Многие из них находятся в дружеских или родственных отношениях с депутатами городской думы и руководителями Администрации города и её структурных подразделений.

С целью отстаивания прав жителей города на экологически безопасный социальнозначимый транспорт, способный двигаться вне общего потока транспорта и обеспечения высокой эффективности работы системы городского транспорта, общественно-активными жителями города Дзержинска было принято решение об объединении усилий и создании инициативной группы «Дзержинцы за трамвай».

Первое собрание членов инициативной группы «Дзержинцы за трамвай» состоялось 30 марта 2013 года. На собрании путём открытого голосования были утверждены «Положения об инициативной группе» (Приложение 3) и определены приоритетные направления деятельности.

За отчетный период нашей работы были реализованы такие направления деятельности как:

 

1. Работа с населением

 

1.1. Популяризация трамвая как вида транспорта

 

Изготовлены и размещены на остановках и в вагонах более чем 20-ти трамваев наглядные агитационные материалы (Приложение 4,5).

 

Опубликованы материалы в печатных СМИ (Газета «Дзержинское время», №6 (645). с. 5  http://dzer.ru/3897-tramvay-kak-zerkalo-neeffektivnosti.html).

 

Имело место участие в городском мероприятии под названием Кулибинские чтения, где была презентована работа участницы инициативной группы Е.А. Широковой «Проблемы эффективности организации трамвайного движения в крупных городах России на примере Дзержинска» ( http://vk.com/club21256623?w=wall-21256623_244%2Fal), получившая большое количество положительных отзывов и занявшая третье место.

 

Ведется постоянная работа на городских форумах и иных интернет-ресурсах. На Дзержинском политическим форуме опубликовано 5 статей:

 

 http://1dzer.ru/articles/292-dzerzhinskiy-tramvay-chast-1-tramvay-vne-konkurentsii

 

 http://1dzer.ru/articles/297-dzerzhinskiy-tramvay-chast-2-tramvay-i-avtomobil-vse-po-zakonam

 

 http://1dzer.ru/articles/303-dzerzhinskiy-tramvay-chast-3-a-kak-u-nas

 

 http://1dzer.ru/articles/307-chast-4-tramvayu-perspektivy-gorodu-buduschee

 

 http://1dzer.ru/articles/309-dzerzhintsy-za-tramvay

 

На сайте Дзержинск РФ представлена статья «Эхо трамвая»:

 

 http://dzerjinsk.ru/pub/ekho-tramvaya

 

Некоторые из публикаций были продублированы в блогах пользователей интернет-портала Дзержинск – Твой Город:

 

 http://www.tvoy-gorod.net/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8/SVen

 

1.2. Социологический мониторинг

 

По состоянию на 20 мая 2013 года собрано 1005 подписей жителей города за сохранение, модернизацию и развитие трамвая. Сбор подписей продолжается.

 

У инициативной группы имеются результаты социологического опроса, проведенного 29-31 октября 2011 года ЦСЭМ, показывающие, что 30,0% жителей за сохранение трамвая, а 43,0% за его сохранение и модернизацию. В целом 73,0% жителей города высказываются за трамвай (Приложение 6). Данный социологический опрос имеет репрезентативную выборку (опрошено 1012 человек) и квотирован по половозрастным группам населения. Его результаты были опубликованы в печатном СМИ (Газета «Дзержинские ведомости») и его сайте. На сегодняшний день результаты социологического опроса удалены с сайта газеты. Важно отметить, что ныне действующей Администрацией города Дзержинска, выступающей за ликвидацию трамвайного движения, был инициирован новый социологический опрос. Его проведение осуществлено в начале 2013 года АИФ «Взгляд». Было опрошено около 140 респондентов, проживающих в нескольких домах по проспекту Ленина. При этом результаты опроса, равно как и его параметры ни Администрацией города, ни АИФ «Взгляд» не были опубликованы в печатной прессе. Администрация города ограничилась, с их слов (Приложение 7), лишь пресс-релизом на официальном сайте Администрации. Однако самого пресс-релиза на официальном сайте Администрации города Дзержинска ( http://dzr.nnov.ru) отыскать не удалось.

 

Анализируя результаты двух опросов, условия их проведения и форму донесения до населения их результатов наибольшее доверие вызывает первый. Результаты опроса, заказанного ныне действующей Администрацией города Дзержинска в АИФ «Взгляд», вызывают сомнения в достоверности.

 

Инициативной группой «Дзержинцы за трамвай» проведен мониторинг и анализ опросов, проведенных в интернет-сообществах социальной сети «ВКонтакте». Так, опрос, проведенный сообществом «Типичный Дзержинск» 24 января 2013 года показал, что 580 человек из 1076 (53,9%) высказываются за сохранение трамвайного движения на проспекте Ленина (Приложение 8  http://vk.com/typical_dust?w=wall-36649301_23432). В опросе от 7 марта 2013 года, какой транспорт нужно развивать в городе Дзержинске, большинство подписчиков – 35,3% считают, что развивать в городе необходимо трамвай (Приложение 9,  http://vk.com/typical_dust?w=wall-36649301_30735). В группе «Дзержинский трамвай» сторонников сохранения трамвайного движения 78,9% (Приложение 10).

 

В Системе электронной демократии ( http://democrator.ru) также была поднята проблема сохранения и развития трамвайного движения в городе Дзержинске. Согласно опросу, представленному на данном интернет-ресурсе ( http://democrator.ru/problem/10140/vote) 175 (97,7%) человек выступают за сохранение и развитие трамвайной системы города Дзержинска и только 4 (2,23%) против.

 

Представленные социологические данные свидетельствуют, что жители города Дзержинска в своем сознательном большинстве поддерживают сохранение, модернизацию и развитие трамвайного транспорта на территории городского округа.

 

2. Взаимодействие с Администрацией города, городской думой и общественными организациями города

2.1. Взаимодействие с Администрацией города

Нами было направлено около десятка писем по проблеме Дзержинского трамвая в адрес Администрации города. На все получен однотипный ответ, суть которого сводится к отсутствию у нынешней Администрации города бюджетных средств (Приложение 11).

2.2.

Проведена встреча с депутатами Городской думы Дзержинска О.А. Чесноковым и С.В. Алмаевым, завершившаяся, по-сути, ничем. Со слов депутатов, их интересует исключительно авторитетное заключение об экономической целесообразности трамвая и его значимости, как вида городского транспорта, которое мог бы дать лишь транспортный НИИ. При этом сами депутаты никаких запросов в НИИ осуществлять не желают, а просили об этом инициативную группу «Дзержинцы за трамвай». Приводимые инициативной группой доводы и проведенные нами расчеты, депутатами к рассмотрению не принимаются.

3. Формирование научной базы целесообразности трамвая

3.1.

Силами Инициативной группы «Дзержинцы за трамвай» проведено предварительное обследование пассажиропотока на трамвайных маршрутах №4 и №5, где соответственно установлено 15,6 тыс. и 22,1 тыс. пассажиров в сутки. Проведены расчеты эффективности работы трамвайного маршрута №5 в случае его модернизации в сравнении с автобусным. Данные расчетов приведены в интернет-публикациях ( http://1dzer.ru/articles/303-dzerzhinskiy-tramvay-chast-3-a-kak-u-nas).

3.2.

Инициативной группой «Дзержинцы за трамвай» осуществлен запрос в Институт транспорта ПНИУ о возможности проведения исследований о целесообразности трамвая в городе Дзержинске. Институт является структурным подразделением Пермского национального исследовательского университета. Директор Института Транспорта: Доктор технических наук, доцент Пермского государственного технического университета Михаил Ростиславович Якимов. Именно с Михаилом Ростиславовичем и велась наша переписка. Переписка носила консультационный характер. Был установлен важный критерий целесообразности трамвая – уровень транспортного спроса. Как выяснилось, транспортный спрос по линии трамвайного маршрута №5 имеет место быть. Однако провести комплексное обследование транспортного спроса в городе Дзержинске Институт транспорта ПНИУ не может, ввиду того, что основные приоритеты исследовательской деятельности ориентированы на крупные города.      

 

Скачать отчет вместе с приложениями (doc)