Кризис 2000х-наше время

Кризис 2000-х гг.

Несмотря на наметившуюся в конце 90-х годов положительную динамику развития дзержинского трамвая, сейчас дзержинский трамвай переживает далеко не лучшие времена.

В 2000 году было принято вынужденное решение о закрытии трамвайного депо №1 и передаче его эксплуатационных функций трамвайному депо №2.

За первые три года нового тысячелетия трамвайный парк сократился с 131 до 122 вагонов. В 2009 году город получил 7 подержанных вагонов из Иваново, которые эксплуатировались там до ликвидации трамвайной системы.

Сейчас в регулярной эксплуатации находится 39 линейных вагонов: 38 вагонов 701-605 (КТМ-5) и 1 вагон 701-608 (КТМ-8). Средний возраст трамвайного парка составляет 17 лет, самый новый вагон – 1994 года постройки. Это вполне допустимо по срокам эксплуатации, но вагоны требуют своевременного технического обслуживания и ремонта, а их не всегда возможно обеспечить в условиях недостатка финансирования, поэтому неудивительно, что некоторые вагоны на линии уже давно не появлялись.

Ярким примером является вагон №085, «переехавший» из Иваново. В декабре 2006 года он прошел КВР с элементами модернизации в Ивановском ТТУ. При этом на него была установлена транзисторная система управления, которая периодически дает сбои. Устранение неисправностей требует значительных финансовых затрат. Кроме того, в Дзержинске нет специалистов, обученных работе с ТРСУ. В результате этот вагон уже не в первый раз стоит в депо, ожидая дорогостоящего ремонта.

Более чем 2/3 рельсовых стыков находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и отрицательно влияют на интенсивность стекания тока в землю, в результате чего разрушаются подземные коммуникации. Сильный волнообразный износ на рельсах, связанный с длительной эксплуатацией вагонов КТМ-5 почти без серьезного ремонта рельсового полотна, и отсутствие рельсошлифовальной техники приводят к возникновению вибрации и шума при движении трамвая, которые мешают горожанам, живущим вблизи трамвайных путей.

Из-за значительного износа контактной сети пантографы на всем линейном подвижном составе были заменены на токоприемники бугельного типа, которые менее удобны в эксплуатации.

Упадок промышленности и появление у некоторых предприятий собственных автобусов привели к катастрофическому сокращению пассажирообразующей базы. Как следствие, за последние несколько лет полностью исчезли СМЕ и значительно увеличились интервалы.

В единственном трамвайном депо теперь выполняется еще и техническое обслуживание автобусов.

28 февраля 2006 года до Восточного кольца доехал последний вагон 6 маршрута (улица Островского – Восточное кольцо). Со следующего дня все трамваи стали доезжать лишь до Игумново, а 13 марта маршрут №6 прекратил свое существование.

После закрытия Восточного кольца маршрут №1 (Завод имени Свердлова – Восточное кольцо) также был сокращен до Игумново. Но уже с 1 ноября 2006 года вагоны стали ездить лишь до Калининского кольца. Рельсовый путь и контактная сеть на участке от Калининской до Восточного кольца в настоящее время демонтированы, а на месте бывшего разворотного кольца на остановке «Тимирязевская» построена АЗС.

17 июня 2008 года прекратил существование маршрут №3 – от железнодорожного вокзала до улицы Островского. Рельсы скоро демонтировали, и по тому же маршруту был пущен троллейбус.

Через год трамваи перестали ходить до завода «Заря» (в связи с банкротством предприятия). Соответственно, исчезли маршруты №2 (ПО «Заря – Депо №1) и №2а (ПО «Заря» – Швейная фабрика). Участок рельсового пути от депо №2 до «Зари» сейчас используется лишь в служебных целях и крайне редко. (В частности, именно здесь проходили обкатку вагоны из Иваново.). Также была разобрана служебная ветка от ул. Черняховского до ул. Островского.

С марта 2013 года прекращено движение и до ПО «Корунд» по малообъяснимым причинам.

Таким образом, сейчас в городе действуют лишь 2 трамвайных маршрута:

маршрут №4 – от железнодорожного вокзала до швейной фабрики с интервалами 7-8 минут,

маршрут №5 – от завода имени Свердлова до бывшего трамвайного депо №1 с интервалами 5-8 минут. Трамвай работает с 4.30 до 23.30.

Важно отметить, что маршрут №5, например, дублируется автобусами т9, т25 и т10. Эта серьезная ошибка в планировке транспортной системы приводит к снижению пассажиропотока на трамвае.

Дополнительная информация